Начало

День пятый и шестой


Животный мир был сотворен в 5-й и первую половину 6-го дня. Последовательность сотворения соответствует степени сложности организмов:
- рыбы
- пресмыкающиеся
- птицы
- скот (млекопитающие, начало 6-го дня).
Вопрос о сотворении животных, пожалуй, более сложен. Растение-то вполне может развиться из единственной клетки, брошенной в землю...
Совсем недавно ученые окончательно решили старый вопрос о том, что было раньше, курица или яйцо. Первым было яйцо - первое в истории куриное яйцо, из которого вылупилась первая в мире курица. Однако откуда оно взялось?
Проще всего дело обстоит с рыбами - их икра состоит из наименьшего числа клеток, а значит, формируется быстрее всего. Попробуем нарисовать граничные варианты - максимально естественный (и длительный) и максимально быстрый (и совершенно сверхестественный). Итак:
1. Естественный. Вначале появилась некая маленькая быстро размножающаяся рыбешка-"лаборатория", которая метала икру часто и, возможно, сразу многих новых видов рыб (и земноводных).
2. Быстрый. В разных частях первичного "белкового бульона" почти одновременно волей Творца были созданы не икринки даже, а зародышевые клетки всех видов рыб, которые в этой питательной среде очень быстро развивались и росли. Пожалуй, именно этот второй вариант выглядит изящнее.

А далее у какой-нибудь лягушки должно было появиться вместо кучи икринок первое яйцо - из которого появилась первая ящерица. И вот тут уже более реально выглядит вариант животного-"лаборатории", откладывающего множество простых мелких яиц, из которых вылупляются первые черепахи, крокодилы, а затем и птицы...
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. (Быт.1:21)

Наиболее совершенные из живых существ, млекопитающие, были созданы в 6-й день.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт.1:24)
Творец дает повеление земле - произвести. Не могла ли появиться в это время на суше некая пещерка с подобным водному "бульоном", ставшая колыбелью для млекопитающих? Или даже ряд таких пещер-"лабораторий"? Уж если человек способен создать максимально благоприятные условия для своих экспериментов - не больше ли для этого возможностей у Творца Вселенной? И расти живые организмы могут "не по дням, а по часам" - если на то будет Его воля. Млекопитающих всего 4000 видов, из них больших, долго растущих - не более нескольких десятков.

В подобной же пещере, возможно, появился к концу 6-го дня и человек, Адам (на иврите "адам" и означает "человек", от "адама" - почва, материя).

Грехопадение

Разберем ход этого трагичнейшего в человеческой судьбе события максимально подробно.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. (Быт.2:9)
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16-17)
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. (Быт.3:2-3)
Из этих строк мы видим, что Ева не вполне понимала, о чем идет речь. Это связано с тем, что Бог создал ее после того, как дал заповедь Адаму - а значит, Адам либо сам не вполне понял ее смысл, либо не смог или не захотел исчерпывающе объяснить Еве.

Это видно из того, что посреди рая было древо жизни, плодов которого Бог есть не запрещал. А Ева говорит о том, что именно плоды с дерева посреди рая запрещены - не только есть их, но и прикасаться к ним нельзя (однако о прикосновениях Бог вообще ничего не говорил).

Итак, что же Бог сделал и чего он хотел от человека?
Творец посадил в Эдеме два особых дерева, способных оказывать сверхестественное воздействие (очевидно, гораздо более значительное, чем сбродивший виноградный сок или даже сок созревающего мака).
Главное из них, в самом центре рая, - дерево жизни, и о нем Господь умолчал.
Второе - дерево познания добра и зла, вкушение от которого должно было вызвать смерть.

Представьте себе, что вы хотите привлечь внимание ребенка к какому-то предмету, но не хотите навязывать его ему ("Вот тебе хорошая книга, садись и читай!") Что вы сделаете? Вы положите предмет на самое видное место и намеренно будете о нем молчать - чтобы ребенок заинтересовался сам. Так было с деревом жизни.
Однако этот урок был более сложен (правильно научить жизни всегда трудно). Господь предоставлял также свободу выбора - следовать Ему или ослушаться: человеку давалась возможность поступить против воли Создавшего его и тем самым утверждалось исключительное положение человека среди всех созданий.
Но даже вариант ослушания не был просто смертью, отпадением от Сущего и тем самым утратой существования. В этом случае человек получал знание добра и зла.

Что должен был сделать человек? Прежде всего задуматься, а лучше всего - подробно обсудить всю ситуацию со своей помощницей-женщиной. Из того, как отвечала женщина змею, ясно, что такого обсуждения и осмысления не произошло.

А вопросов должно было появиться множество. Могли также появиться и эмоции.
Попробуем же поразмышлять.
Прежде всего, что такое добро и зло? Очевидно, что Адам в раю не сталкивался со злом, а значит, не вполне представлял, что такое добро. Первой его мыслью могло бы стать то, что запрещать и ограничивать что-либо - зло, а иметь все возможности - добро.
Далее, допустив (теоретически) возможность съесть запретный плод, он задумался бы о последствиях, каковым должна была стать смерть. Очевидно, что в тот момент он не был смертным (как, впрочем, и бессмертным) - теперь же перед ним открылась перспектива исчезнуть, лишиться своего существования. И несомненно его должен был посетить страх - вот откуда появилось это дополнение "не прикасайтесь": похоже, из желания перестраховаться Адам передал Еве слова Бога искаженно (возможно, считая ее слишком слабой и не полностью доверяя ей) - чтоб она не только не ела, но и не прикасалась (а может, и вообще чтоб и не приближалась даже!). Не так ли власти относятся к народу, ради перестраховки ущемляя свободу людей...

Похоже, на этом размышления Адама и закончились. А ведь ему оставалось сделать лишь одно маленькое умственное усилие!
Оно состояло в том, что Адам, задумавшись о возможной смерти - должен был вспомнить о древе жизни. И все бы сразу встало на свои места, замысел Бога полностью открылся бы перед ним!
Представьте, что вы приносите в дом две вещи: электроконструктор и "Правило обращения с электроустройствами" - и говорите своему ребенку: не трогай этот конструктор, иначе тебя током убъет. Вы купили этот конструктор для ребенка, отнюдь не для того чтобы его дразнить, испытывать его терпение и вообще издеваться над ним или тренировать его в праведности - нет, просто вы понимаете, что "Правила" довольно скучны, и заставлять читать их своего ребенка вам не хочется. Вам хочется, чтобы он сам закотел их прочитать - и вы оставляете оба эти предмета на столе. Ребенок смотрит на них и понимает, что "Правила" написаны как раз для того, чтобы научиться пользоваться этим конструктором так, чтобы ток тебя не убил. Он понимает, что ему запрещено пользоваться конструктором не навсегда - а только пока он не научится технике безопасности, - и он с интересом и желанием берется за скучную книгу...
Распространенный богословский взгляд на это несколько иной. Согласно ему, запрет был создан для послушания - чтобы человек научился выполнять Божью волю вопреки своим желаниям и даже не понимая ее. При таком подходе получается, что конкретное значение дерева не важно - это могло бы быть что угодно. А плоды древа жизни, согласно этой точке зрения, были тогда Адаму просто "не по зубам" (не знаю, на основе чего сделан такой вывод: в тексте Библии ничего подобного не усматривается).

Я убежден: если бы Адам понял, что Бог на самом деле сказал ему: "Съешь с древа жизни", но Он не хотел этого навязывать, а организовал так, чтобы Адам сам понял и исполнил Его желание - если бы Адам это понял, грехопадения не произошло бы. Он понял бы, что древо жизни - это противоядие, что после того как он съест его плод - он станет бессмертным, и никакая смерть над ним не будет властна, и тогда он может смело есть и с дерева познания - и что именно этого и хочет от него Бог!
Возможно, конечно, что съесть плод с древа жизни было не так-то просто (как и прочитать скучную большую инструкцию). Но неужели понимание того, что, сделав это, он обретет полную свободу действий, не окрылило бы Адама?!
Не исключено, что его мысли пошли как раз по вышеприведенному расхожему пути: Бог запретил раз и навсегда, и съесть с древа жизни, чтобы обезопасить себя, а потом с древа познания - будет настоящей подлостью. Ложно понятая праведность также характерна и в наше время (похожее чувство описано Христом в притче о блудном и хорошем сыне).

Чтобы разрешить это сомнение, Адаму пришлось бы еще раз глубоко задуматься.
Хорошо, допустим, что Бог действительно поместил прямо перед носом Адама нечто, что он никогда не получит. Это сделано для того чтобы он, Адам, принял это и тем самым возвысился еще на шаг к Богу. Значит, и всемогущий Господь находится в таком же состоянии: есть вещи, которые прямо перед Ним, но которых Он никогда не получит, не сможет сделать. Что это может быть, и может ли такое быть вообще?
Бог не может вторгнуться в свободу того, кого Он ею наделил. Он не может заставить Адама сделать то, что считает необходимым, но чего Адам не хочет. Но ведь и это не навсегда! И Бог может попытаться убедить Адама, подчеркнув, что это действительно важно. И Адам может, поразмыслив, изменить свою позицию. Там, где есть свобода, - там нет слова "никогда".
Поэтому предположение, что Бог посадил дерево познания для того, чтобы Адам никогда не вкусил с него - по сути богохульно, ведь это означает, что Всеблагой собственноручно обратил посаженный Им же рай в ад (вспомним греческую легенду о муках Тантала, обреченного вечно созерцать прекрасные плоды, но не иметь возможности их вкусить)! И если Адам так подумал - значит, он усомнился в своем Творце, в Его доброте.

А может, плоды древа жизни выглядели зубодробительно ужасно, как "Устав гарнизонной и караульной службы"? Или действительно недоступно, как 200-томная антология писаний святых отцов всех времен? Но какими же сладостными они стали потом, после изгнания из рая!..
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. (Быт.3:22-24).

Еще один вопрос - а зачем вообще Бог садил такое опасное дерево, какой был в нем смысл? (Если мы примем, что Адаму когда-нибудь все же предстояло вкусить от него.)
Не нужно забывать, что к этому моменту Сатана уже отпал от Господа; именно Сатана говорил с Евой через змея, именно он внес в мир зло. И человеку предстояло узнать об этом, изведать глубины зла.
Но даже если бы дьявола не было - человек в процессе своего обучения должен был узнать о возможности зла, которое мог, будучи свободным, сотворить он сам. Чтобы духовно подняться к Богу, он должен был осознанно отказаться от зло-деяний. И данное дерево должно было полностью открыть ему глаза на это.
Весь вопрос был в том, отправится ли человек в бурное море "без руля и без ветрил", бросится ли в пучину без акваланга - или прежде тщательно экипируется. И человек не выбрал второе, причем по самой ничтожной, недостойной причине.

Среди вариантов выбора человека был горделивый сознательный выбор пути без Бога - если бы человек осознанно съел с дерева познания и затем подтвердил Богу: "Да, я так решил. Я выбираю смерть." (именно так, горделиво и сознательно, отпал от Бога дьявол).
Реально произошедшее же строилось на примитивных эмоциях. Адам, сам толком ничего не поняв и испугавшись, запретил Еве больше, чем следовало. Она же, лично не слыша Бога и не услышав ничего, кроме обидных запретов, от Адама - была сбита с толку змеем и поверила ему. И недолго думая сделала как хотела.

Почему же Адам съел вслед за ней, малодушно довершив истеричный бездумный поступок? Ведь он, усугубляя запреты Еве, очевидно готовился к долгой борьбе, к этическому восхождению. И вдруг нечто из серии "Да гори оно все синим пламенем!.."
Другой вопрос: если бы съела только Ева, а Адам бы не стал - какой была бы их судьба? Была бы изгнана и умерла только она, а он бы остался один в раю? Или Бог ради него помиловал бы его жену?
Я думаю, второе. Город спасется, если в нем есть хотя бы несколько праведников. Если целы хотя бы несколько прядей - канат держит груз. Существование человека перешло бы, конечно, в "аварийный режим", но ситуацию еще можно было бы выправить. Но Адам окончательно все угробил.

Более того: если бы у Адама и Евы к тому времени уже появился хотя бы один ребенок, и только он не съел бы этого плода - даже в этом случае наказания всего человечества не произошло бы: этот оставшийся безгрешным сын мог начать исправление ситуации. Не говоря уже о том, что наличие ребенка сделало бы и родителей более ответственными, и даже могло вовсе предотвратить эту катастрофу.
(В этой связи подчеркну, что "плод познания" отнюдь не имел специфически сексуального содержания; заповедь "плодиться и размножаться, и наполнять землю" (Быт.1:28) Бог дал человеку сразу после того, как создал его. Но после грехопадения сексуальная сфера оказалась одной из наиболее пострадавших: Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. - Быт.3:16)


Думаю, Адама надломила та неподъемность, которую он сам возложил на себя (из-за своего недомыслия). Недаром говорят, что если тебе скажут не думать о белой обезьяне - ты, стараясь это сделать, только о ней и будешь думать. Проблема воздержания так "в лоб" не решается, и если начать - срыв неизбежен. Прежде необходимо понимание смысла и размышления о цели, которая будет достигнута этим воздержанием, желание ее достичь.

То, что это не были сознательные спланированные действия, подтверждается последующим:
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. (Быт.3:8-10).
Человек действует, как провинившийся ребенок, пытаясь спрятаться от Отца. И затем сваливает вину на другого (Адам - на Еву, а та - на змея; если бы Адам последовал за Евой из любви к ней, чтобы "вместе жить и вместе умереть", - есть и такая интерпретация - он не стал бы все сваливать на нее, пытаясь "отмазаться" самому).
Они думали, что, может быть, все обойдется, что Бог простит... Почему же Он не простил?

Потому что они уже познали зло, но еще не отказались от него всей душой.


Что представляет из себя сейчас человеческое тело? Функционально это тепловая машина, весьма небольшой мощности.
В день человек через пищу потребляет порядка 10 МДж (2500 ккал) энергии в сутки, что соответствует мощности около 120 Вт. Такую мощность имеет обычная электрическая лампочка или ноутбук. При максимально интенсивной физической работе человек может развивать мощность до 200-250 Вт (лесорубы, землекопы... для сравнения: мощность обычного пылесоса составляет 1500 Вт).
С химической точки зрения основной процесс человеческого тела - горение (с учетом низкой интенсивности можно уточнить - тление). Почти всю съеденную пищу человек сжигает вдыхаемым кислородом - и выдыхает в виде углекислого газа и водяного пара: по сути выдыхаемое человеком является дымом, очень жиденьким, но аналогичным по составу дыму печной трубы.
В простейшем виде это можно записать как
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О + е (сгорание глюкозы с выделением энергии).
В массовом выражении это будет примерно так: 500 г пищи (в пересчете на сухой остаток) с привлечением 600 г кислорода переходят в 800 г углекислого газа (в котором весь полученный с дыханием кислород и 200 г углерода из пищи) и 300 г воды.
Но таким образом могут сгорать только жиры и углеводы; белки пищи (поступление ок. 100 г в сутки) в основном используются для постройки собственных тканей, а их ненужные остатки не могут сгореть полностью из-за большого количества азота и выводятся в виде карбамида (мочевины) (NH2)2CO и мочевой кислоты N4C5О3Н4 (ее структурную основу составляет гетероцикл пурина, на котором построены два из 4 оснований ДНК - аденин и гуанин, а также содержащиеся в чае и кофе алкалоиды теобромин, теофиллин и кофеин).
Самое большое место в обмене веществ человека занимает вода - в чистом виде и с пищей человек получает ее в среднем 2,5 л в сутки. Затем 1,5 л из них выводят из организма азотные остатки белков, минеральные соли и др. ненужные вещества в виде мочи, примерно 0,5 л выделяется в виде пота и до 1 л (включая воду, получившуюся в результате сгорания пищи) - выдыхается с воздухом.
И для полноты картины обрисуем то, что выделяется при справлении большой нужды: суточная масса 200 г, 75% вода (150 г), треть оставшегося - клетчатка (та часть пищи, которая не может быть переварена - порядка 3% ее массы, если не учитывать воды, которой, например, в мясе 60%, в картофеле 75%...), еще треть - неиспользованный желудочный сок и еще треть, т.е. до 20 г - бактерии, на 95% мертвые (однако ок. 1 г - живые; учитывая же их малую массу, счет выделившихся живых бактерий идет на многие миллиарды).

Таким стало человеческое тело после грехопадения. Но было ли оно до этого принципиально иным?
Я убежден - отличия были очень существенными.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7)
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою (Быт.3:17-18).
Раньше не было отдельного слова "материя" для обозначения совокупности материальных частиц - слово "земля" обозначало не только почву, но и вообще все материальное. Человек был создан из обычных веществ, но Господь вдунул в тело Свое дыхание, тем самым образовав в человеке дух - нечто субстанциально аналогичное небу, ангелам и самому Творцу. В этом и была та уникальность человека, против признания которой высшим в творении восстал Сатана: человек совместил в себе небо и землю, духовное и материальное.
Грехопадение совершилось в духе, но наказание понесла земля. И, как ранее свет, частично изменила свои свойства. Как именно - мы можем лишь предполагать.

Первое и главное изменение, которое произошло с человеком - он стал смертным. Сейчас ученые уже определили, что человек умирает потому, что в его организм встроен механизм умирания, который включается - и тело начинает деградировать, а затем самая слабая из систем отказывает. Этого механизма не было вообще в человеке до грехопадения, а затем до потопа "таймер" этой "внутренней бомбы" был установлен на 1000 лет. Перед потопом Бог уменьшил его:
И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. (Быт.6:3)

Вторым стало изменение в способе питания: первоначально человек употреблял только плоды деревьев (Быт.2:16), и очевидно, что их срывание не составляло большого труда; после грехопадения Бог определил человеку в пищу полевую траву (хлеб, получаемый из травянистых злаков), а земля, будучи проклятой, стала малоурожайной и заполненной сорняками. И уже после потопа человеку в пищу были определены мясо и рыба:
Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все (Быт.9:2-3).
Можно предположить, что до грехопадения процесс обмена веществ был гораздо более эффективным. Сейчас до 80% и более потребляемой человеком пищи сжигается для получения энергии. Если бы был альтернативный способ получения энергии - эту составляющую питания можно было бы исключить.
И такой способ есть: не одним хлебом живет человек, но всяким словом , исходящим из уст Господа, живет человек (Втор.8:3). Многие святые годами употребляли в разы меньше пищи, чем это требуется нормальному человеку - и оставались здоровы. В раю человек, имея постоянное общение с Богом, черпал из этого общения необходимые силы; когда же эта духовная связь разорвалась - он стал вынужден подкреплять себя материальным хлебом.
Вторая составляющая питания - белки. Ряд необходимых человеку аминокислот человеческий организм не может синтезировать сам, и должен получать их из пищи. Однако до грехопадения и это могло быть не так: во-первых, синтез в организме мог быть полным, а во-вторых, и это даже важнее, - организм мог просто не производить такого большого количества отходов, в которые превращаются сейчас "старые" белки.
К этому примыкает третий аспект - ненужные вещества, для выведения которых в виде раствора человек вынужден пропускать через себя большое количество воды. После проклятия не только земля заполнилась сорняками, но и в плодах стало много ненужных человеческому организму веществ. Возможно, до грехопадения человеку вообще не требовалось справлять нужды, и воды было необходимо в разы меньше - вполне могло хватать той, что содержалась в сочных плодах, а лишние вещества если и были, то полностью выводились через кожу.
Суммируя, можно сказать, что до грехопадения человек как бы парил над материальностью, завися от нее гораздо меньше, чем сейчас; грехопадение же вдавило его в землю.

"Ветхий человек"


Адам и Ева согрешили не как частные люди, но как все человечество в целом - все их потомство с зачатия несет в себе грех. Поэтому судьба, предопределенная Господом Адаму, является судьбой всего человечества как единого целого - "ветхого человека":
В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт.3:19)
Человечеству, как каждому отдельному человеку, предопределено познать добро и зло и умереть. Отсюда ясно, что приближение человечества к пределам познания материи есть верный признак приближения его смерти. "Познание бесконечно" - утверждают некоторые; это абсурд: познание конечного мира имеет пределы, а познание трансцендентного (например, того, что было до Большого Взрыва) принципиально невозможно.

Можно ли хотя бы примерно сказать, сколько суждено прожить человечеству?
Есть одна зацепка:
И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Быт.8:20-21)
В данном случае речь идет обо всем человечестве, ибо причиной потопа стало развращение всех человеческих сердец:
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. (Быт.6:5)
Т.о. мы видим, что человечество во времена потопа находилось во времена своей юности, что соответствует возрасту человека 20-25 лет. Человечеству же к началу потопа исполнилось 2262 года, и отсюда мы вполне можем взять соотношение времени человека и человечества как 1:100, и на основании Быт.6:3 примерно предположить век человечества как 12 тыс. лет. К 2006 г. оно существует 7389 лет, т.е. это 74-летний старик.

Говоря о грядущей гибели человечества, нельзя не сказать и о той надежде, которую дал Господь Адаму и которая осуществилась в миссии Иисуса Христа рождением Нового человека - с того времени каждый человек в акте крещения имеет возможность "совлечься ветхого человека" и облечся в новое нетленное тело вечной жизни (явить которое вовне оказываются способными лишь единицы святых, но внутреннее преображение начинается в каждом христианине - только от него зависит, ускорить или замедлить этот процесс).
Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. (Рим.5:18)
Поэтому земная жизнь Нового человека, преодолевшего грех (а с ним и смерть) Ветхого, может символически обозначить детали судьбы человечества. Рассмотрим это:

Возраст
Иисус Христос
Годы
Человечество
0 (5 г. до н.э.)
Рождение
5383 г. до н.э.
Сотворение человека
33 (28 г.)
Начало проповеди
2083 г. до н.э.
Жизнь Авраама
36 (31 г.)
Смерть и Воскресение, рождение Церкви
1783 г. до н.э. Пребывание евреев в Египте
49 (44 г.)
Появление термина "христиане", арест Петра
483 г. до н.э. Возвращение евреев из Вавилонского плена, 2-й Храм
54 (49 г.)
Апостольский Собор (разрешение христианам из язычников не исполнять иудейские обряды)
17 г. н.э.
Земная жизнь Иисуса Христа
59 (54 г.)
Написано первое Евангелие - От Марка
517 г.
Вселенские Соборы, Византия - торжество христианства
67 (62 г.)
Убийство фарисеями Апостола Иакова Праведного - главы Иерусалимской церкви
1317 г.
конец Византии, инквизиция
69 (64 г.)
Казнь Петра и Павла в Риме
1517 г.
Реформация, религиозные войны
71 (66 г.)
начало Иудейской войны - осада Иерусалима и бегство христиан из него
1717 г.
Начало "постхристианской эры" - Просвещение и революции
75 (70 г.)
Предсказанное Христом разрушение Иерусалима и рассеяние евреев
2117 г.
Возможные последние дни человечества

Даты в этой таблице, естественно, нельзя рассматривать слишком буквально. Однако выявляемые ею параллели весьма показательны.
Жизнь Иисуса Христа неразрывна с основанной Им Церковью (все христиане - "члены Тела Христова"), поэтому здесь к рано оборвавшейся земной жизни Христа добавлен и самый первый период существования Церкви - до предсказанного Им разрушения Иерусалима, ознаменовавшего конец действия Ветхого Завета (Храм был разрушен, жертвоприношения прекратились) и вступление в силу Нового.

Слово αποκαλυψις в Библии


Слово, которым открывается последняя книга Нового Завета и которое стало названием всей этой книги - αποκαλυψις - встречается в Новом Завете 18 раз, в т.ч. единожды - в Евангелиях (Лк.2,32):
 
 φως εις αποκαλυψιν εθνων - "свет к просвещению язычников" (из молитвы Симеона "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка...")
 
 Употребление в Посланиях Апостолов.
 1Пет.: εν αποκαλυψει ιησου χριστου - "в явление Иисуса Христа" 1,7 (О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа) и 1,13 (Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа)
 
 4,13: εν τη αποκαλυψει της δοξης αυτου χαρητε αγαλλιωμενοι (в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете)
 
 Далее в посланиях Павла - Рим.2,5: ημερα οργης και αποκαλυψεως και δικαιοκρισιας του θεου (день гнева и откровения праведного суда от Бога); 8,19: η γαρ αποκαραδοκια της κτισεως την αποκαλυψιν των υιων του θεου απεκδεχεται (Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих) и 16,25: κατα αποκαλυψιν μυστηριου χρονοις αιωνιοις σεσιγημενου (по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано)
 
 в 1Кор. это слово 1 раз переведено как явление (еще 1 - в 2Фес.) и 2 раза - откровение (еще по 2 - во 2Кор., Гал. и Еф.).
 
 
Совсем другая картина откроется, если мы попробуем найти это слово в Ветхом Завете.
 В Септуагинте слово 602 по Стронгу присутствует только 1 раз: 1Цар.20,30: εις αισχυνην σου και εις αισχυνην αποκαλυψεως μητρος σου ("Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?" Фактич. оно не переведено - буквально должно быть "на срам обнажения матери твоей")
 
 Глагол с корнем "апокалипс" изначально означал обнажение, открытие наготы - именно в таком значении он употреблен в Септуагинте несколько десятков раз. Очевидно, что существительное с этим корнем возникло позже и приобрело переносный смысл откровения, раскрытия тайн.
 
 Учет этого исходного значения оттеняет смысл фразы "явление Иисуса Христа" (подразумевается Его второе, окончательное пришествие) - для Него это будет полным обнажением Своей души перед людьми, т.е. явлением Божественной сущности, а не "зрака раба" при воплощении в тленной непреображенной плоти.
И это явление Святости окажется непереносимым для пораженной грехом материи - она сгорит и рассыплется под лучами Солнца Правды.


Как мы определили ранее, весьма вероятно, что базовым событием, на фоне которого будут разворачиваться все остальные, станет сжатие Вселенной, которое на Земле проявится прежде всего в резком усилении вулканической активности.
В подтверждение этого можно привести следующую цитату:
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. (Отк.20:11)
Куда могут бежать небо и земля, если Бог везде? Они могут только съеживаться, сжиматься, пока не превратятся в точку - и эта точка исчезнет. Но Господь специально не торопится, сопровождая Свое приближение многими знамениями - чтобы все успели покаяться и спастись:
И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоиль 2:32)

Таяние льдов


Порядка 80% изливающейся на поверхность Земли магмы приходится на рифтовые долины срединно-океанических хребтов, т.е. происходит под водой. Мировой же океан является гигантским холодильником.
Средняя температура Земли у поверхности составляет +14 град.С. Температура поверхностных почв такая же, а с глубиной повышается примерно на 20 град. на км, достигая в центре планеты нескольких тысяч градусов. А вот средняя температура вод Мирового океана - всего +3,5 град.С. Учитывая, что масса воды в океане составляет порядка 10 в 18 степени тонн, а теплоемкость 4,2 кДж/кг.К - эта 10-градусная разница соответствует 4,2 на 10 в 25 степени Дж. Т.е. этот "запас холода" равен 40 годовым поступлениям энергии Солнца на Землю (10 в 24 степени Дж)!
Т.о., даже очень сильное увеличение выноса тепла с извергаемой магмой легко компенсируется "подтягиванием" температуры океанских глубин к общепланетарной - на это уйдет 40 лет даже в случае, когда вынос тепла из недр сравнится с поступлением энергии от Солнца.

На этом фоне энергия, необходимая для расплавления всех льдов Арктики и Антарктики, выглядит не очень большой: 3 на 10 в 16 тонн льда при теплоте плавления 334 кДж/кг = 10 в 25 Дж.

Однако гораздо более важным является то, где и как располагаются льды Земли. Несомненно, что в первую очередь растают плавающие льды Арктики, но даже их полное таяние повысит уровень мирового океана менее чем на 1 метр.
Полное таяние льдов Гренландии повысит уровень океана еще на 7 метров (предполагаемое ослабление Гольфстрима может этот процесс замедлить).

Совсем другая обстановка в Антарктике. Она изолирована от теплых вод течением Западных ветров. Однако там есть другая проблема: значительная часть Западной Антарктиды лежит ниже уровня моря, т.е. льды крепятся к морскому дну на глубине полукилометра или даже ниже. Соленая вода там имеет температуту до -2 град.С, поэтому лед почти не тает; но если морская вода потеплеет градуса на 2-3 - эти льды могут очень быстро растаять. В результате разрушится весь панцирь Западной Антарктиды, и океан поднимется еще на 12-15 метров.

Более детально это видно на карте подледного рельефа Антарктиды.

А вот ледник Восточной Антарктиды лежит на суше, и его таяние возможно только тогда, когда средняя температура воздуха в районе полюса станет выше 0 - это будет только в самом конце.

Поэтому, говоря о повышении уровня океана в исторической перспективе, мы можем иметь в виду максимум 20-25 метров.
Однако именно 25 метров - критическая величина. По достижении этой отметки воды мирового океана устремятся в Каспийский бассейн, подняв уровень Каспийского моря сразу более чем на 50 метров (см. карту). В этом случае океан быстро затопит Волгоград и Саратов и остановится у Самары.

Отравление вод


Излияние лавы будет происходить преимущественно в океане. Но оно сопровождается выделением газов, многие из которых токсичны (пример - сероводород, который делает глубины Черного моря необитаемыми). В некоторых типах извержений именно газы составляют основную часть массы изверженных материалов, но даже при обильном излиянии лавы газы выделяются, до 10-1% массы.

Порядка 90% вулканических газов составляет водяной пар. Значительно количество безвредных газов - например, азота. Тем не менее ядовитые могут составлять до 1% (их концентрация может становиться опасной уже при соотношении 1 мг на куб.м воды).

В масштабах всего океана такая концентрация получится при растворении 10 в 12 степени кг этих газов, т.е. при общем извержении 10 в 15 степени кг, или до 1 млн. куб.км. Как мы вывели ранее, этот объем соответствует выносу тепла, равному поступлению от Солнца за год - т.е. очень существенно, но еще не критически (особенно если это произойдет дольше, чем за год; критический уровень - такой объем извержений за месяц)..

Кроме сероводорода, среди вулканических газов значительно количество оксида серы, при растворении в воде образующего серную кислоту, а также хлороводород и фтороводород, при растворении дающие соляную и плавиковую (одну из сильнейших) кислоты.
Т.о., раствор вулканических газов представляет из себя смесь сильных кислот - даже в разбавленном состоянии такая среда станет малопригодной для живых существ.

Вторый Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как-бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. (Отк.16:3)

Если уточнить, что какие-то из вулканических веществ, растворяясь, могут окрасить воду в красноватый цвет (такой имеют, например, окислы железа - ржавчина) - описание 2-й язвы Апокалипсиса можно считать исчерпывающим: отравленный кислотный океан, в котором умерло все живое.


Однако океаном дело не ограничится: та же участь ждет и воду суши. Часть газов, несомненно, попадет в атмосферу, откуда с кислотными дождями выпадет на землю и соберется в реках и озерах.

Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь.
И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. (Отк.16:4-6)

Поверхностные воды по всей Земле станут непригодны для питья, людям придется брать воду из артезианских скважин. Впрочем, в этих стихах ничего не говорится о смерти тех, кто будет пить эту испорченную воду (в отличие от океана, который полностью омертвеет) - видимо, концентрация вредных веществ будет небольшой, и вода просто приобретет неприятный вкус, запах и цвет.

В 3-й язве на первый план выходит моральный аспект. Все посылаемые Богом бедствия являются в своей сути не наказаниями, а предупреждениями, предуказаниями приближения Страшного Суда.
"Встать, Суд идет!" - объявляет глашатай собравшимся в зале заседаний; охрана берет на караул, ожидающие суда внутренне собираются.
Но есть и такие, кто продолжают сидеть, развалясь в креслах, плевать на пол и даже утверждать, что никакого Судьи нет, а все в их власти. Однако они не в силах ни предотвратить, ни исправить происходящие подготовительные события - они могут лишь пытаться опровергнуть их значение и связь с ожидаемым остальными Финалом... Однако будут ли они столь же самоуверенны, когда Судья наконец войдет?
Ибо краеугольный камень Его суда - "какою мерою мерите, такою и вас измерят". И те, кто отрицал Его существование - не станут ли сами как никогда не существовавшие?

Между возглащением и входом судьи может пройти какое-то время. Но важным будет именно момент Его входа. Как будет выглядеть тот, кто этим моментом будет застигнут как совершающий непотребный жест, извергающий хульное слово, убивающий своего соседа?..

Так не благоразумнее ли заранее привести себя в порядок? Не ждать седьмой трубы, а сосредоточиться уже при звуках первой.

Впрочем, до самого конца людям дана полная свобода:
Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. (Отк.22:11)
Тебе самому делать выбор, кто ты: неправедный и нечистый или праведный и святый.

Смещение континентов


Излияние лавы из срединно-океанических хребтов приводит к раздвигу литосферных плит. Общую картину их современных движений см. на карте.

Я придерживаюсь версии, что современное распределение континентов сформировалось в ходе потопа, который начался с раскола Пангеи и мощнейших паровых извержений. За 5 месяцев образовались Атлантический и Индийский океан, континентальные плиты преодолели расстояние порядка 3 тыс. км, и их скорость достигала 1 км/ч. При этом выделение энергии было ниже критического (однако надо учесть, что в то время сжатия планеты еще не было).

В случае апокалиптического сжатия планеты при резком увеличении объема извержений должны пропорционально увеличиться и скорости смещения плит, их сдвиг может достигнуть сотен и даже тысяч километров.

Исходя из карты современного состояния плит, можно сделать прогноз их смещений к концу мира. Итак:
- столкновение Евразии и Северной Америки приведет к закрытию Берингова пролива и формированию на его месте хребта, протягивающегося в юго-восточном направлении
- закроется и Гибралтарский пролив из-за столкновения Европы и Африки, но Средиземное море откроется на юго-восток через пролив, который возникнет на месте Иордана-Мертвого моря и протянется от Хайфы до Акабского залива Красного моря (которое сильно расширится);
- Австралия сомнет Индонезию и образует сухопутный мост, который соединит ее с югом Евразии;
- раскроется Байкальский рифт, возникший как результат переноса энергии давления Индостана в восточном направлении: южная Евразия-Австралия начнет смещаться на восток значительно быстрее северной Евразии (в перспективе Сахалин, например, придвинется к Камчатке и затем окажется восточнее ее); Аравия, возможно, будет двигаться в связке с южноевразийским континентом;
- при "наезде" континентальной плиты на рифт может возникнуть коллизия, которая будет приводить к крошению края плиты с образованием множества островов - такая судьба ждет тихоокеанское побережье Северной, а позже и Южной Америки; однако в конце концов такой рифт должен закрыться.

В конечной же перспективе должно произойти закрытие Тихого океана: южная Евразия столкнется с Северной Америкой, а Австралия с Южной. Атлантический океан сильно увеличится, став самым большим. Средиземное море почти исчезнет; движение Африки замедлится, и ее с юга догонит Антарктида - т.о. все континенты вновь объединятся в один.

Несомненно, что столь масштабные смещения должны будут вызывать сильнейшие землетрясения, особенно в зонах столкновения континентальных плит.


Небесный Иерусалим


И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.
(Отк.21:1-2)

Итак, старая Вселенная, сотворенная из ничего, исчезает без следа. Бог дарует человечеству новую, совершенно другую землю.
Она действительно совершенно другая. Это город, но не очень-то похожий на современные земные города. Это - пирамида с четырехугольным основанием.

Стадия равна 200 метрам. Т.о., размеры этого города - 2400 километров в длину, ширину и высоту.
На первый взгляд кажется, что это немного: площадь основания всего 5,76 млн. кв.км - треть России или половина США. Однако не нужно забывать, что в этом мире нет моря, а также вообще "плохой" земли. А кроме того, его высота дает основание думать, что этот город многоэтажен.

Посчитаем для полноты картины объем V=Sh/3=4,608 миллиарда куб.км. Всего на земле жило во все прошедшие времена и живет сейчас порядка 40 миллиардов человек (воскреснут все и, я надеюсь, очень многие, большинство из них обретут вечную жизнь в этом Городе). Возьмем для ровного счета 46 миллиардов - в этом случае на каждого придется по 0,1 куб. км.
Много это или мало? Это можно представить как куб с ребром 460 метров. Хватит вам такой высоты (Останкинская башня лишь чуть-чуть повыше)? Если нет - можете взять участок 300х300 метров, но высотой километр.

Это, конечно, условные расчеты. На самом деле там будут и большие открытые пространства, будут уютные обители для каждого ("В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам." - Ин.14:2). Места хватит и для 40 миллиардов, и даже для 100.


Озеро огненное


Но будет и прямо противоположное место - "озеро огненное и серное" (Отк.20:10). Те, кто попадут туда, "будут мучиться день и ночь во веки веков".

Кому же уготована столь лютая участь? В Апокалипсисе поименно названы пятеро:
"Диавол ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк"; "И смерть и ад повержены в озеро огненное." (Отк.20:14)

Из этих строк мы ясно видим, что это Озеро - не ад: сам ад, отдав все находящиеся в нем души, повержен в Озеро. Ввержена туда и смерть - а это значит, что в Городе смерти не будет в принципе: не только ни один человек, но ни одна самая маленькая букашка никогда не умрет там. Там исполнится то, что могло и должно было произойти ещё в саду Эдемском, если бы люди вкусили прежде с Древа жизни...
С дьяволом все понятно. Зверь - это персонификация Всемирной противобожественной империи, а лжепророк - антихрист (это я подробно разбирал в другом месте).

Кроме того, "кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное". Что это значит?


Рискну предложить свое собственное представление об этом. На Страшном Суде, который произойдет после воскресения мертвых, между гибелью старой Вселенной и явлением новой, - каждому будет дан последний шанс. Нет, не исправиться - это будет уже поздно, - а отвергнуть ту часть себя, которая будет осуждена как негодная. В подтверждение этому можно привести следующие строки:
Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у  кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. (1Кор..3:13-15)

Однако дарованная человеку Творцом свобода абсолютна, и в этот момент каждому будет дан последний выбор: либо согласиться с уничтожением всего в себе, что неистинно и неправедно (и, возможно, остаться совсем с малой частью) - и войти в Город. Либо не согласиться с тем, что огромная часть твоей жизни была прожита не просто зря - но в ущерб и себе, и другим; не признать Божий Суд из гордыни, не желая попадать в Его мир в виде "жалкого огрызка" - и тогда пойти в Озеро вместе со всем своим "капиталом".

Что значит "записан в книгу жизни"? Я понимаю это так: даже у самого лютого злодея, самого бездушного крючкотвора бывают в жизни моменты, когда он поступает по правде, по милости, по доброте. И вот это-то всё вписывается в ту Книгу, именно этот, какой-нибудь пусть даже крошечный поступок и останется от подобного деятеля - и даст ему шанс приобщиться к вечной жизни.
Наоборот, гордый, не желая отречься от того, что составляло главное содержание его деятельности, но оказалось неправедным и вредным - отречется и от тех крох правды, что, возможно, случайно он совершил. И тем самым сам вычеркнет себя из книги жизни.

 
И напоследок ещё одна моя гипотеза: всё зло и искажение истины связано, как правило, с плотью, материей - все попадающие в Озеро не в силах признать главенства Духовного начала, Божественных законов, и убеждены в единственности лишь материальных сил (из которых самая главная в нашем мире, конечно, деньги).
Именно в связи с материальностью греха у меня и возникла мысль: а не есть ли это Озеро остаток "недосжавшейся" Вселенной? Падение вещества в сингулярность будет остановлено где-нибудь в фазе, когда все звезды и галактики сольются в одну бурлящую миллионоградусную плазму - и этот остаток вечно будет пульсировать на некоторой границе (можно даже сказать, что сознание и воля находящихся в этом Озере будут сдерживать его от окончательного схлопывания).




Hosted by uCoz